Размер шрифта:AAAAЦвет:ЦЦЦЦЦНастройки:Изображения: 
Настройки шрифта:
Выберите шрифт:
Arial
Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный
Средний
Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Закрыть панель
Обычная версия сайта
Размер шрифта:AAAAЦвет:ЦЦЦЦЦНастройки:Изображения: Обычная версия сайта
Настройки шрифта:
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Закрыть панель
Главная \ Правоустанавливающие документы \ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации образовательного процесса подготовки водителей транспортных средств категории «В»

(Раздел: Основы законодательства в сфере дорожного движения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Новосибирск

2014г.

Введение. Обзор законодательных актов

Раздел 1. Правила дорожного движения.

 

Т-1. Общие положения. Основные понятия и термины. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.

Цель. Сформировать у учащихся убеждение в необходимости введения единых Правил дорожного движения. Познакомить с общими обязанностями участников движения и их ответственностью за невыполнение Правил.

Пособия. Рисунки, DVD диски с изображением различных дорожных ситуаций, плакаты.

Содержание. Приступая к изучению Правил дорожного движения, надо, прежде всего, показать учащимся решающую роль этого дорожного кодекса в обеспечении порядка и безопасности на автомобильных трассах. Самым убедительным доказательством тому – вывод официальной статистики дорожных происшествий, из которого следует, что большая часть дорожных происшествий (80%) является результатом неправильного поведения водителя или пешехода, а порой и того, и другого в конкретно сложившейся на дороге обстановке.

Важно обратить внимание учащихся на то, что в современном динамичном дорожном движении водителю остается очень малое время на оценку дорожной обстановки и только твердое знание законов движения и их неукоснительное выполнение являются условием безопасного движения. Такие качества, как осторожность осмотрительность, неторопливость, хотя и необходимы водителю, но уже недостаточны для езды.

Посвятив вступлению 10 – 15 мин. урока, надо в рассказе обязательно обратиться к цифрам и фактам, характеризующим резкий рост за последние годы автомобильного парка, и интенсивности движения в том районе или области, где находится школа, рассказать о тех больших усилиях, которые предпринимаются для улучшения организации движения. Неплохо использовать в  этих целях подборку вырезок из газет и другой периодической печати, или интернета.

Переходя к рассказу об общих положениях, следует особо подчеркнуть, что Правила дорожного движения являются едиными для всей страны и требования их обязательны к исполнению не только на дорогах, но и в любых местах, где возможно движение транспортных средств.

Правила, понятно, рассматривают лишь типические и самые распространенные ситуации. Они не могут дать ответ на многие частные вопросы, предусмотреть все, с чем может столкнуться водитель в той или иной конкретной обстановке. Вот почему пункт 1.5. Правил специально касается этой стороны вопроса и говорит, что все участники движения в соответствии с Правилами всегда обязаны действовать так, чтобы не создавать помех другим, не подвергать опасности людей, не причинять никому имущественного ущерба.

Общие обязанности водителей. Знания учащихся об общих обязанностях водителей должны быть расширены изучением пунктов 2.1., 2.1.1., 2.1.2., 2.2., 2.3., 2.3.1., 2.3.2., 2.3.3., 2.4., 2.5., 2.6., 2.6.1., 2.7. Правил.

Закончить изучение общих обязанностей водителей надо беседой о видах ответственности лиц, управляющих транспортными средствами, за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта – административной, уголовной, гражданской. Беседа об ответственности водителей будет значительно эффективнее, если в ней в качестве примера будут приведены реальные судебные дела на местном материале.

С общими обязанностями пешеходов и пассажиров учащиеся наверняка познакомились в той или иной форме еще в начальной и средней школе. Поэтому, обращаясь к этим вопросам вновь, рекомендуется извлечь из этих правил то, что должен учитывать водитель.

 

Т-2. Дорожные знаки.

Т-2.1. Предупреждающие знаки и знаки приоритета.

 

Цель. Познакомить учащихся с назначением, общей характеристикой и классификацией дорожных знаков. Изучить группу «Предупреждающие знаки», «Знаки приоритета».

Пособия. Плакат «Знаки дорожные», макеты и схемы установки предупреждающих знаков и знаков приоритета, DVD фильмы, билеты.

Содержание. Прежде всего, следует на конкретных примерах показать учащимся, что Правила дорожного движения регламентируют действия его участников лишь в самых общих ситуациях, которые могут возникать на дорогах, а особые режимы и ограничения, вытекающие из конкретной необходимости, вводятся при помощи дорожных знаков. Не удивительно, что число их все время растет: с ростом скоростей и интенсивности движения в распоряжении водителя остается все меньше времени на оценку обстановки, а знаки позволяют надежно и быстро сообщить ему все необходимые сведения для выбора правильного режима езды. Из этих же соображений на дорожных знаках применены рисунки – символы, а не различного рода надписи, которых было так много на заре автомобилизации. Здесь же преподаватель должен рассказать о классификации дорожных знаков.

            Предупреждающие знаки. Полезно познакомить учащихся с краткой историей развития этой группы знаков, показать, какие из них появились за последнее время, и чем это было вызвано.

            Необходимо подчеркнуть общий признак предупреждения – белый треугольник с красным окаймлением.

            Рассказывая о способах установки и размещении предупреждающих знаков в населенных пунктах и на автомобильных дорогах, надо объяснить, что расстояние их установки до начала опасного участка выбирают в зависимости от расчетных для данной дороги скоростей движения в определенных пределах: в населенных пунктах – 50-100м, за городом – 150-300м. Чем выше допустимые на дороге скорости движения, тем раньше надо предупреждать водителя о том, что его ожидает впереди. При необходимости установить знак на ином расстоянии прибегают к дополнительным табличкам 8.1.1. «Расстояние до объекта».

            Запомнить названия предупреждающих знаков несложно. Труднее до конца представить себе характер и степень той или иной опасности, о которой они стараются оповестить водителя. На это преподаватель должен обратить особое внимание. Надо раскрыть на примерах из практики, чем опасен перекресток, поворот дороги, крутой спуск, боковой ветер и т.д. Надо показать, какими должны быть действия водителя на опасных участках дороги в зависимости от ее ширины и состояния, условий видимости, особенностей перевозимого груза и других факторов, влияющих на безопасность движения. Специально следует подчеркнуть, что за знаками 1.13. «Крутой спуск» и 1.14. «Крутой подъем» на переломах продольного профиля дороги видимость бывает ограничена и водителям следует держаться своей половины проезжей части, не выезжая на полосы встречного движения.

            Знаки приоритета. Слово «приоритет» означает «первый», и знаки приоритета определяют очередность проезда на перекрестках, а также при затрудненном встречном разъезде. Необходимо ознакомить учащихся с каждым знаком отдельно, и дать понять, что знаки приоритета очень важны при проезде перекрестков.

            Знак «Главная дорога» означает дорогу, по которой предоставлено преимущественное право проезда нерегулируемых перекрестков. Его устанавливают в начале дороги, он может повторяться перед перекрестками. На пересекаемых дорогах перед всеми перекрестками устанавливают знаки «Уступите дорогу» или «Движение без остановки запрещено». Если на перекрестке главная дорога меняет направление (поворачивает), под знаком устанавливают дополнительную информационную табличку «Направление главной дороги».

            Знак «Конец главной дороги» показывает конец дороги, по которой было предоставлено преимущественное право проезда нерегулируемых перекрестков. Как правило, совместно с этим знаком устанавливают знаки «Уступите дорогу» или «Движение без остановки запрещено».

            Знак «Пересечение с второстепенной дорогой» устанавливают на главной дороге перед пересечением ее с второстепенной (главная дорога изображена жирной линией, второстепенная – тонкой). Знак предоставляет водителю преимущественное право проезда.

            Знаки «Примыкание второстепенной дороги» являются разновидностью предыдущего знака. Они уточняют, что второстепенная дорога не пересекает главную, а только примыкает к ней (справа или слева). Преимущественное право проезда при этих знаках очевидно.

            Знаки из группы приоритета в форме равностороннего треугольника с вершиной вверху аналогичны по форме предупреждающим и устанавливаются тоже в населенных пунктах за 50…100 м, а вне населенных пунктах за 150…300 м до перекрестка.

            Знак «Уступите дорогу» обязывает водителя (в вежливой форме) уступить дорогу транспортным средствам,  движущимся по пресекаемой дороге.

            Знак «Движение без остановки запрещено» устанавливают непосредственно перед перекрестком. Он требует обязательной остановки перед стоп – линией, а если ее нет – перед краем пересекаемой проезжей части, чтобы уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге. Даже при отсутствии таких транспортных средств движение без зафиксированной остановки запрещено. Знак применяют обычно при ограниченной видимости на перекрестке. Он может быть установлен перед железнодорожным переездом или карантинным постом. В этих случаях требуется остановка перед стоп – линией, а при ее отсутствии – перед знаком.

            Знак не случайно имеет красный фон и форму правильного восьмиугольника: даже если изображение знака залеплено снегом или грязью, водитель по его конфигурации всегда определит, что требуется обязательная остановка перед перекрестком или железнодорожным переездом.

            Последние два знака ничем не отличаются друг от друга в смысле приоритета: оба знака «говорят» водителю о том, что он находится на второстепенной дороге. Разница лишь в том, что второй знак всегда требует обязательной зафиксированной остановки перед знаком, а первый только при наличии транспорта на пересекаемой дороге.

            Знак «Преимущество встречного движения» устанавливают непосредственно перед узким участком дороги (мостом, тоннелем, другим препятствием). Знак обязывает уступить дорогу встречному транспорту, запрещает въезжать на узкий участок дороги (когда одновременный разъезд не возможен) при  наличии на нем или на подъезде к нему встречных транспортных средств. На знаке изображены две стрелки не только разного цвета, но и различной длины (красная – короче, черная – длиннее). Это необходимо для водителей с пониженным цветоощущением: длинная стрелка означает «можно», короткая требует уступить дорогу встречному транспорту.

            Знак «преимущество перед встречным движением» устанавливают в паре с предыдущим знаком, но с противоположного конца узкого участка дороги. Знак предоставляет преимущество в движении по отношению к встречным транспортным средствам, и на этом знаке стрелки различной длины для обеспечения безопасной работы водителей с пониженным цветоощущением.     

           

Т-2.2.  Запрещающие знаки и предписывающие знаки.

                Запрещающие знаки.

Цель. Познакомить учащихся с запрещающими знаками, зонами их действия.

Пособия. Плакаты «Знаки дорожные», макеты запрещающих знаков, DVD.

Содержание. Дав общую характеристику запрещающим знакам, целесообразно разделить их на три подгруппы: в первую надо отнести знаки, запрещающие дальнейшее движение всех транспортных средств или отдельных их видов – по типу, весовой нагрузке и габаритам, во вторую – знаки, запрещающие некоторые маневры и действия водителей, в третью – знаки, устанавливающие преимущество в проезде перекрестка, сооружения или суженного участка дороги. Таким образом, первую группу составят знаки 3.1. – 3.10., вторую – 3.11. – 3.17., третью – 3.18. и 3.31.

Изучая знаки первой подгруппы, надо, прежде всего, показать, в чем сходство и различие между знаками 3.1. «Въезд запрещен» и 3.2. «Движение запрещено». И тот и другой знаки запрещают двигаться дальше всем транспортным средствам (за исключением трамвая, троллейбуса и автобуса, следующих по установленным маршрутам). Но первый знак говорит о том, что движение на данном участке дороги закрыто не вообще, а только с той стороны, куда знак обращен «лицом». При необходимости водители могут попасть на эту дорогу с других направлений – с боковых проездов или с противоположного конца дороги.

Второй знак устанавливается перед участками дороги, на которых движение транспортных средств запрещено в том и другом направлениях; таким образов, нечего пытаться въехать на него с противоположной стороны: там будет установлен такой же знак.

Есть смысл подробнее остановиться на характеристике этого знака, потому что все сказанное о нем относится и к знакам, запрещающим движение отдельных видов транспортных средств. Таких знаков семь, и принадлежность их к тому или другому виду транспорта ясна из рисунков, за исключением, пожалуй, первого – «Движение механических транспортных средств запрещено». Хотя здесь на знаке изображен легковой автомобиль, он запрещает движение всех механических транспортных средств, кроме мотоциклов без коляски, мотороллеров и мопедов.

На этом занятии придется обратиться к одному термину – «Разрешенный максимальный вес». Надо специально подчеркнуть, что речь идет не о фактическом весе транспортного средства, а о том полном весе, который установлен технической характеристикой.

После этого есть смысл перейти сразу к знакам ограничения веса и нагрузки на ось транспортного средства и объяснить, что здесь речь уже идет о фактическом общем весе и фактической нагрузке на ось не только механического, но и любого вообще транспортного средства – прицепа, полуприцепа и т.п.

Переходя к знакам второй подгруппы, надо вновь начать с терминологии и рассмотреть, какой смысл Правила вкладывают в понятия «обгон», «остановка», «стоянка». Тогда им будет ясно, почему даже за знаком «Обгон запрещен» транспортные средства могут двигаться в несколько рядов; почему, скажем, при погрузке или выгрузке грузов, посадке или высадке пассажиров транспортное средство может находиться в зоне запрещения стоянки столько времени, сколько необходимо для непосредственного выполнения работы.

Упражнения. В заключение данного занятия надо провести упражнения с учащимися по различным признакам предупреждающих и запрещающих дорожных знаков, зонам действия, смысловым оттенкам и т.д.

Упражнения надо построить так, чтобы ученики вначале выполняли действия I уровня (распознавали знаки и правильные способы их установки), затем – действия II уровня (объясняли смысл и значение знаков). Удобно также упражнения построить в виде соревнования двух небольших групп учащихся, а класс выступает в качестве болельщиков и судей. Вообще надо сказать, что упражнения по ПДД представляют собой прекрасный объект для организации различных игровых ситуаций и этим надо пользоваться. Преподаватель найдет много материала для этого как в достаточно большом числе пособий по ПДД, так и в журналах «За рулем» и «За безопасность движения», специально разрабатывающих такие ситуационные задачи, которые удобны для коллективного обсуждения.

Сказанное справедливо для всех последующих упражнений, что следует всегда иметь в виду преподавателю, если он захочет, чтобы уроки были интересными и занимательными.

Предписывающие знаки.

Цель. Изучение предписывающих и указательных знаков, их назначения, отличительных признаков, зоны действия.

Пособия. Плакат «Знаки дорожные», рисунки и схемы с ситуациями, поясняющими применение знаков.

Содержание. Знакомство с небольшой группой предписывающих знаков лучше всего начать с рассказа о том, в каких ситуациях возникает необходимость разделить транспортный поток по видам, их скорости или направлению движения. Надо показать при этом, что предоставление отдельным участникам движения «своих» путей играет огромную роль в повышении его безопасности. Нагляднее всего это можно сделать на знаке 4.6. «Ограничение минимальной скорости». Можно привести такой пример: затяжной подъем на дороге, не у всех машин хватает запаса мощности, чтобы преодолеть его достаточно с высокой скоростью, и здесь один тихоход может собрать за собой вереницы машин. Чтобы устранить такие ситуации, достаточно над крайней левой полосой повесить соответствующий предписывающий знак с дополнительной табличкой. Тогда все, кто не может поддерживать установленный минимум скорости, должны будут двигаться только по правой полосе. Говоря о зонах действия знаков, предписывающих обязательные направления движения, надо показать на макете или схеме, в чем смысл их предписаний при установке на простом трех – или четырехстороннем перекрестке и при установке на многостороннем перекрестке, где образуется не одно, а несколько пересечений.

Во – первых, следует сообщить учащимся, что на знаки 4.1.3., 4.1.5.,4.1.6., разрешают еще и разворот.

Во – вторых, надо обсудить вопрос: «Не повторяют ли друг друга предписывающие знаки 4.1.4., 4.1.5. и запрещающие 3.18.1., 3.18.2.?». в общем случае предпочтение отдают всегда предписывающим знакам: они лучше смотрятся, а потому быстрее воспринимаются водителями, у них чисто психологическое воздействие: они не «одергивают» (запрещено!), а показывают, в каких направлениях здесь можно двигаться. Но предписывающий знак надежно заменяет запрещающий на узких улицах и дорогах, где автомобили движутся в один – два ряда, так как, даже находясь посредине проезжей части, он отчетливо виден всем водителям. Но возьмем широкую многополосную магистраль. Здесь разумнее применить вместо предписывающего знака запрещающий 3.18.1. «Поворот направо запрещен». Вывешенный над первой полосой дороги, он будет хорошо виден тем, кто движется по правому ряду, намереваясь повернуть, а остальным его информация не нужна. С другой стороны, если надо запретить поворот налево, то предписывающий знак 4.1.4. «Прямо и направо» вообще не годится, ибо он запрещает и разворот. Стало быть, в этом случае подходит только запрещающий знак 3.18.2. «Поворот налево запрещен». И, наоборот, при необходимости запретить оба этих маневра надо применять предписывающий знак 4.1.4.

Упражнения. В заключение занятия следует поупражнять учащихся в различении условий движения при установке разных знаков, сопоставляя их смысл и строгость регламентаций. Здесь также удобна соревновательная форма занятия.

 

Т-2.3. Знаки особых предписаний, информационные знаки, знаки сервиса и таблички.

Цель. Познакомить учащихся со знаками особых предписаний, информационными знаками, знаками сервиса и табличками.

Пособия. Плакаты «Знаки дорожные», DVD.

Содержание. Знаки особых предписаний. Здесь особого внимания заслуживают те, что определяют границы населенных пунктов. В населенных пунктах, где жилая застройка проходит вдали от дороги, а указатель преследует цель лишь сообщить название населенного пункта, применяется указатель голубого цвета 5.25. Он отмечает начало населенного пункта, в котором на данной дороге требования Правил, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах, не действуют. Но только на данной дороге. Если водитель свернет с нее на другие улицы населенного пункта, то все «льготы» для него кончились. Другое дело – белый указатель «Населенный пункт». От места его установки и до знака 5.24.1. водитель обязан следовать всем правилам движения, принятых для населенных пунктов. Необходимо обратить внимание учащихся, что эти правила вводятся с места установки знака и, наоборот, отменяются сразу за «отбойным» знаком, они не связаны с границами застройки, ибо она, эта граница, и граница населенного пункта в ряде случаев могут и не совпадать.

Информационные знаки. информируют водителя о расположении населенных пунктов и других объектов, а также об установленных или рекомендуемых режимах движения.

Знак «Рекомендуемая скорость» указывает скорость, с которой рекомендуется движение на данном участке дороги (обычно на вираже, который находится вне поля зрения водителя). Однако знак допускает движение с большей или меньшей скоростями. Если знак выполнен в виде светящегося табло, то изменяющаяся в зависимости от времени суток, метеорологических условий и интенсивности транспортного потока цифра на табло указывает скорость «зеленой волны».

Если знак применяется вместе с каким либо предупреждающим знаком, то зона основного знака определяется протяженностью опасного участка.

Знак «Тупик» информирует водителей о том, что дорога не имеет сквозного проезда. Знак имеет две разновидности: для установки за перекрестком 6.8.1 и перед перекрестком 6.8.2., 6.8.3. Знак не запрещает движения по дороге, ведущей в тупик.

Знак «Предварительный указатель направления» указывает направления движения к каким – либо объектам или к населенным пунктам. Первый устанавливают вне населенных пунктов не менее чем за 300 м, а в городах – не менее чем за 50 м от перекрестка (это расстояние указано в нижней части знака). Второй знак устанавливают над проезжей частью на арочных или консольных опорах на расстоянии не менее 100 м до перекрестка вне населенных пунктов и не менее 50 м в городах (цифра на знаке указывает номер маршрута – магистрали).

Знак «Схема движения» указывает маршруты движения на сложном перекрестке, когда отдельные маневры запрещены. Его устанавливают непосредственно перед перекрестком.

Знак «Указатель направления» устанавливают непосредственно у мест поворотов к пунктам маршрута, указанным на знаке. Цифры на знаке показывают расстояние (в км) до пунктов.

Знак «Наименование объекта» информирует водителя о наименовании пунктов следования иных, чем населенные пункты (реки, озера, перевалы, достопримечательности и т.д.).

Знак «Указатель расстояния» информирует о расстоянии (в км) до пунктов следования, расположенных на пути движения. Как правило, на знаке не более трех пунктов, чтобы водитель в движении успел их прочитать. Знак устанавливают на выездах из городов.

«Километровый знак» устанавливают в конце каждого километра пути. Цифры на знаке указывают расстояние от начала дороги.

Знак «номер маршрута» показывает присвоенный дороге (маршруту) номер и направление. Номера маршрутов указаны в атласе автомобильных дорог, что позволяет водителям ориентироваться на местности. Знак дублируют разметкой на проезжей части дороги.

Знаки «Направление движения для грузовых автомобилей» имеют три разновидности (прямо, налево, направо) и рекомендуют наиболее удобный (кратчайший) маршрут для водителей грузовых автомобилей, тракторов и самоходных машин. Однако этот знак не запрещает их движения в любом направлении. Как правило, одно из направлений ограничивают установкой знака «Движение грузовых автомобилей запрещено».

Знак «Схема объезда» указывает маршрут объезда участка дороги, временно закрытого для движения. Устанавливают непосредственно перед объездом, а также могут устанавливать заранее в городах за 50…100 м, вне населенных пунктов – за 150…300 м до перекрестка.

Знак «Направление объезда» имеет три разновидности (прямо, направо, налево) и указывает направление объезда участка дороги, временно закрытого для движения.

Согласно схеме объезда эти знаки устанавливают перед каждым перекрестком, находящимся на маршруте.

Знак «Стоп – линия» указывает место остановки транспортных средств только при запрещающем сигнале светофора или жесте регулировщика. Устанавливают справа от дороги или подвешивают на проволоке или консольной опоре над проезжей частью.

Знак «Предварительный указатель перестроения другую проезжую часть» показывает направление объезда закрытого для движения участка проезжей части на дороге с разделительной полосой или направление движения для возвращения на правую проезжую часть. Это знаки временного пользования. Их устанавливают при проведении крупных спортивных соревнований, уличных шествий, праздничных демонстраций, народных гуляний.

 

 

Т-3. Дорожная разметка и ее характеристики.

Цель. Познакомить учащихся разметкой проезжей части, ее назначением, классификацией.

Пособия. Плакаты с видами разметок, схемы разметки проезжей части.

Содержание. Определенный порядок дорожного движения можно устанавливать не только при помощи знаков, но и нанося соответствующие линии или надписи прямо на асфальт или другое покрытие дороги. Сплошь и рядом язык разметки даже надежнее и доступнее: знак можно случайно проглядеть, а линии разметки всегда перед глазами, ибо взгляд водителя постоянно прикован к дороге.

Горизонтальная разметка представляет собой сплошные или прерывистые линии белого и желтого цвета, которые служат для разделения встречных транспортных потоков или отводят определенное число полос транспорту попутного направления, обозначают край проезжей части.

Поперечная горизонтальная разметка применяется только для обозначения места, где водители обязаны останавливаться при запрещающем сигнале регулировщика (светофора) или прежде чем пересечь главную дорогу, а также для обозначения пешеходного перехода. Все остальные виды горизонтальной разметки наносятся вдоль проезжей части.

Если эта продольная разметка прерывистая, то пересекать ее можно с любой стороны, сплошную – никогда, кроме случаев, когда она служит границей проезжей части.

Вертикальная разметка наносится на боковых поверхностях ограждений дорог, имеющих закругления малого радиуса, крутые спуски и другие опасные участки, на круговых тумбах, сигнальных столбиках, опорах мостов, по нижнему краю пролетных строений мостов и путепроводов.

Надо объяснить, как выполняют разметку: чередующимися полосами черного и белого цветов, что способствует повышению безопасности на дороге днем, а ночью в условиях недостаточной видимости она хорошо заметна благодаря использованию светоотражающих материалов.

Разметка на опорах моста, имеющая наклон полос к дороге, как бы определяет створ, в который следует въезжать. Разметку по нижнему краю пролетных строений мостов и путепроводов наносят при высоте не менее 5м. Эта разметка вызывает наибольшее количество ошибок при опросе обучаемых. Следует запомнить, что она не имеет никакого отношения к числу полос на дороге.

Упражнения. В заключение занятия полезно провести комплексное упражнение по Правилам движения в условиях разметки проезжей части и установки различных знаков.

 

Т-4.1.  Порядок движения транспортных средств.

 

Т-4.1.1.  Предупредительные сигналы.

Цель. Познакомить учащихся со способами подачи водителями предупредительных сигналов и их значением.

Пособия. Рисунки с предупредительными знаками водителя, макет электрооборудования автомобиля.

Содержание. Начать занятие надо с рассказа о том, какую огромную роль в безопасности движения играют своевременные предупредительные сигналы водителей. Учащимся, которые уже убедились при изучении дорожных знаков, как много значит предварительная информация водителя об обстановке на пути его движения, понять это легко.

Полезно показать учащимся несколько фотографий (а такие в ГИБДД всегда найдутся) с мест дорожных происшествий, причинами которых главным образом была несвоевременная подача предупредительного сигнала или пренебрежение им, проанализировать действия водителей, разобрать механизм аварии. Полезно также продемонстрировать кадры, снятые в часы «пик» на какой–нибудь оживленной городской магистрали, и показать на них, каким опасным в условиях современного многорядного движения может быть один неверный шаг любого водителя, любой его маневр без предупреждения.

Надо убедить учащихся в том, что четкая сигнализация о своих маневрах является первым и ярким свидетельством высокой культуры вождения, подлинного мастерства, а шараханье из ряда в ряд, изменение направления движения без подачи предупредительных сигналов – свидетельство низкой квалификации, признак плохого водителя, опасного на дороге.

Водитель обязан подавать предупредительные сигналы перед началом движения после остановки (стоянки) или перед остановкой; перед поворотом и разворотом, а также при любом изменении места на проезжей части дороги, т.е. перед перестроением в рядах даже в пределах одной полосы движения.

Следует обратить внимание учащихся на тот факт, что Правила дорожного движения предоставляют водителю право самому определять в каждом конкретном случае момент подачи предупредительного сигнала, а также на то, что своевременная подача предупредительного сигнала никаких преимуществ водителю не дает.

Рассказывая о видах предупредительных сигналов, надо обратить внимание на важное значение и дополнительных предупредительных сигналов (звукового, переключения света фар).

 

Т-4.1.2.  Начало движения и маневрирование.

Цель. Разъяснить учащимся действия водителей при начале движения и маневрировании.

Пособия. Рисунки и схемы, поясняющие действия водителей при начале движения и маневрировании.

Содержание. Можно рекомендовать начать урок таким выступлением.

Установлено многочисленными наблюдениями и экспериментами, что большая часть водителей скорости порядка 5 – 10 км/ч воспринимают как совершенно безопасные. Они позволяют себе расслабиться, отвлечься, а в результате оказываются психологически совершенно неподготовленными к тем опасностям, которые подстерегают их на дороге. Статистика дорожных происшествий, к сожалению, полна примерами, когда несчастные случаи происходили еще на первых метрах движения автомобиля, и только потому, что водитель, запуская двигатель и включая передачу, не убедился в безопасности, был невнимательным, а Правила требуют от водителя при трогании с места и всяких изменениях направления движения убедиться, что его маневры не создадут помех другим участникам движения. Важно, чтобы учащиеся поняли, что строгое выполнение всех требований Правил носит совершенно обязательный характер с самого начала движения.

Объясняя порядок выезда из дворов и других, прилегающих к дороге территорий (стоянок, гаражей, АЗС и т.п.) надо подчеркнуть, что в таких местах соответствующих дорожных знаков 2.4. «Уступите дорогу» и 2.5.  «Движение без остановки запрещено» может и не быть. Тем не менее, в любом случае водитель, выезжающий на основную дорогу, обязан уступить всем транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней.

Рассматривая вопрос о маневрировании на проезжей части, важно подчеркнуть, что сигнал о совершении  маневра не дает водителю преимущества в движении. При маневрировании надо пропустить транспортные средства, движущиеся в попутном направлении. Если же перестроение совершается одновременно в двух соседних рядах, то преимущество предоставлено водителю, находящемуся справа.

Особо должен быть рассмотрен вопрос о предварительных маневрах перед поворотом направо, налево и разворотом в обратном направлении. Важно остановиться и на самом выполнении поворотов и разворота.

Учащиеся должны твердо усвоить, что разворот (но не поворот!) из крайнего правого положения на проезжей части разрешен лишь в исключительных случаях: только тогда, когда ширины дороги не хватает для разворота из крайнего левого ряда. Притом разворот от правого края дороги разрешен только на перегонах, а не на перекрестках. Чтобы учащиеся не попали за рулем впросак, надо сообщить им наименьшие радиусы поворота самых распространенных марок легковых и грузовых автомобилей и показать, что разворот на перекрестке из крайнего левого положения для легковых автомобилей возможен как минимум при двухполосном движении в каждом из направлений, а для грузовых автомобилей – трехполосном.

 

Т-4.1.3. Расположение транспортных средств на проезжей части.

Цель. Разъяснить учащимся порядок расположения транспортных средств на проезжей части.

Пособия. Макет проезжей части с разметкой и дорожными знаками; схемы, таблицы.

Содержание. Можно порекомендовать начать урок с разбора нескольких дорожных происшествий, первопричиной которых в той или иной степени явилось неправильное, а точнее неграмотное, расположение транспортного средства на проезжей части дороги. На этих примерах надо показать учащимся, что правильное расположение транспортного средства на проезжей части дороги имеет очень большое значение для безопасности движения, для эффективного использования всей ширины проезжей части.

Рассказ о расположении транспортных средств на проезжей части дороги надо начать с определения понятия полоса движения. Следует сообщить учащимся, что, принимая во внимание габарит современных автомобилей и необходимый интервал, строительные нормы и правила отводят на полосу движения 3 – 3,5 м. Однако для малогабаритных транспортных средств понятия «полоса движения» и «ряд» не одно и то же: они могут двигаться по полосе и в несколько рядов.

Затем следует подчеркнуть, что основным требованием Правил к нерельсовому транспорту является требование двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части. Правила запрещают водителям занимать левые полосы, если свободны правые.

Внимание учащихся следует обратить и на запрет грузовым автомобилям выходить на левую крайнюю полосу (кроме перестроения для поворота налево и разворота) на многополосных дорогах (три и более в каждом направлении), а также на правила разъезда встречного транспорта на суженных препятствием участках дороги.

В заключение следует указать на то, что транспортным средствам, скорость не должна превышать (или не может превышать из-за технической неисправности) 40 км/ч, разрешено движение только по правой крайней полосе. Выход на левые полосы движения допустим только при объезде препятствий, обгоне и для перестроения на поворот налево и разворот. Конечно, если такое транспортное средство настигнет другое, скорость которого еще меньше, разрешается обогнать его даже с выездом на соседнюю полосу.

 

Т-4.1.4. Скорость движения.

Цель. Познакомить учащихся с правилами выбора скорости движения, дистанции и интервала.

Пособия. Плакаты и диафильмы по теме «Скорость движения», схемы, макеты перекрестков и улиц.

Содержание. Одним из главных преимуществ автомобиля является скорость (быстрота доставки пассажиров и грузов). В то же время большинство несчастий на дорогах связаны именно с превышением скорости.

Важно довести до сознания учащихся мысль о том, что опасна не скорость сама по себе, а ее несоответствие конкретным условиям движения.

Правила предоставляют водителю, сообразуясь с интенсивностью движения, дорожными условиями и особенностями груза, самому выбирать скорость движения. Они устанавливают лишь пределы максимальных скоростей движения: в населенных пунктах – 60 км/ч, на дорогах – 90 км/ч (легковые автомобили и междугородние автобусы) и 70 км/ч (весь остальной транспорт, а также транспортные средства, которыми управляют водители со стажем менее 2 лет).

Учащимся надо разъяснить, как различные дорожные условия (ширина и состояние проезжей части, видимость в направлении движения, атмосферные условия и другие факторы) могут сказаться на безопасности движения и как эти обстоятельства должны влиять на выбор скорости движения.

Вместе с тем надо дать понять учащимся, что Правила называют лишь самые главные факторы и условия, определяющие скорость движения. Но существуют и другие, например квалификация водителя, его физическое состояние и т.п.

Заканчивая изучение вопроса о выборе скорости движения, надо перейти к определению правильного интервала и дистанции в транспортном потоке. Эти две величины – производные от скорости. Дистанция должна быть выбрана так, чтобы избежать столкновения с идущим впереди транспортным средством, если его водитель вдруг начнет тормозить. Величина дистанции определяется временем реакции водителя, временем срабатывания тормозной системы и скоростью транспортного средства. На хорошей дороге дистанцию обычно устанавливают из расчета 0,5 м на 1 км/ч. В городах благодаря повышенной внимательности водителей дистанция может быть уменьшена, на пыльной дороге дистанцию надо увеличивать.

По выбору интервала, т.е. бокового зазора между транспортными средствами, Правила не дают рецепта. Величина интервала зависит от очень многих условий: состояния покрытия, скорости машин, водительского мастерства, обзорности, от того, видят водители друг друга или нет, и т.д. Однако в любом случае она должна быть не менее 0,5 м и не более 2,0 м.

Упражнения. Занятие удобно закончить упражнениями по выбору скорости для различных условий движения, дистанций и интервалов.

Например, можно описать такие условия движения: вечер, дождь, улица большого города с интенсивным движением транспорта и пешеходов. Необходимо обосновать выбор скорости, интервалов и дистанций движения.

На основе этой задачи можно организовать дискуссию и своеобразные упражнения.

 

Т-4.1.5. Обгон.

Цель. Объяснить правила поведения обгоняющих и обгоняемых водителей; выделить две разновидности обгона; назвать места, в которых обгон запрещен; объяснить правила затрудненного разъезда или невозможного одновременно встречного в равниной местности и в горах.

Пособия. Рисунки, схемы и макеты, плакаты.

Содержание. Вначале следует объяснить, что обгон – самый опасный вид маневров, которые совершает водитель. Даже движение задним ходом не идет ни в какое сравнение с обгоном по тяжести с совершаемых ДТП, которые происходят в результате неправильно выполненного маневра. Чем объяснить большое количество ДТП, связанное с обгоном? При обгоне водитель неизбежно вынужден развивать увеличенную скорость, в то время как обзор при этом ограничен по сравнению с обычным движением без выезда из занимаемой полосы. Налицо два негативных явления, которые накладываются друг на друга. Маневр очень похож на самоубийство! Необходимо пояснить обучаемым, что обгонять целесообразно только те транспортные средства, которые движутся со скоростью, явно меньшей, чем скорость всего потока; обгонять можно только при хорошей видимости и свободном пути – на расстоянии, достаточном для обгона, при этом водитель не должен создавать помех попутным и встречным транспортным средствам. Также следует предупредить, что точное (безошибочное) определение достаточного расстояния достигается только большой практикой вождения. Это расстояние зависит от множества причин: скорости всех автомобилей, их технического состояния, дорожных условий и даже настроения водителя.  

 Чтобы сократить опасный путь по встречной полосе, выезд на нее следует начать, когда расстояние до обгоняемого автомобиля будет равно скорости движения. Разность скоростей при обгоне в целях безопасности движения не должна быть слишком большой; вполне достаточна на 20…30 км/ч.

Для обеспечения безопасности движения при обгоне обгоняемым водителям запрещается препятствовать обгону, т.е. повышать скорость или стремиться выехать на полосу предполагаемого обгона.

На дорогах вне населенных пунктов водитель медленно движущегося транспортного средства (например трайлера), за которым образовалось скопление других транспортных средств, должен остановиться на обочине и пропустить других, а затем возобновить движение.

 Различают две разновидности обгона: с выездом на полосу встречного движения (на дорогах со встречным движением, имеющих в каждом направлении не более одной полосы), и без такового выезда (когда в каждом направлении две полосы движения и более). Понятно, что первый вид обгона гораздо опаснее второго. Следует указать, что обгонять разрешается только с левой стороны. Однако, обгон транспортного средства, водитель которого приступил к повороту налево, производится с правой стороны. Важно подчеркнуть, что именно приступил, потому что нередки аварийные ситуации, когда водитель включил левый указатель поворота, а повернул направо.

Не считается обгоном движение транспорта по одной полосе с большей скоростью, чем по соседней полосе.

Надо перечислить случаи, когда обгон ЗАПРЕЩЕН:

- на железнодорожных переездах и ближе 100м перед ними (100-метровая зона перед переездом гарантирует от крайне опасного обгона на самом переезде);

- на перекрестках, за исключением обгона по главной дороге, если пересекаемая дорога – второстепенная;

- при ограниченной видимости: а) в конце подъема; б) на крутых закруглениях; в) в тумане; г) на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов, транспортного средства, производящего обгон или объезд (двойной обгон).

Если встречный разъезд транспортных средств на узких дорогах затруднен препятствием (ограждении места для проведения дорожных работ, стоящее транспортное средство), преимущество имеет водитель, движущийся по свободной полосе. Однако вопреки этому правилу иногда очередность проезда может определяться знаками приоритета. Это правило абсолютно не действует при затрудненном встречном разъезде на крутых спусках. Если на участках дорог, обозначенных знаками «Крутой спуск» или «Крутой подъем»,  встречный разъезд затруднен, то преимуществом пользуется водитель, движущийся на подъем. В данном случае не имеет значения, на стороне какого водителя находится препятствие. И это вполне логично, поскольку после остановки на крутом подъеме бывает довольно трудно тронуться с места, особенно на мокрой и скользкой дороге, которая не редкость в горах. Трогание же под уклон не представляет никаких трудностей: стоит лишь отпустить тормоз.

В горах и на дорогах, обозначенных знаком «Крутой спуск», крайне опасно движение с выключенным сцеплением или передачей (движение накатом), так как в обоих случаях водитель отсоединяет двигатель от ходовой части автомобиля, и эффективность торможения уменьшается. На крутых спусках рекомендуется применять комбинированное торможение – тормозами и двигателем.

Если этого не сделать, трущиеся детали тормозных механизмов колес быстро перегреются и тормоза выйдут из строя. Комбинированное торможение значительно уменьшает вероятность перегрева тормозов и повышает безопасность движения.

 

Т-4.2. Остановка и стоянка транспортных средств.

Цель. Разъяснить учащимся действия водителей при остановке и стоянке транспортных средств.

Пособия. Рисунки, схемы и макеты, иллюстрирующие действия водителей при остановке и стоянке; изображения знаков 5.16.,5.18.,6.4.

Содержание. Начать занятие надо с разъяснения понятий остановка и  стоянка, объяснив, что 5-минутный лимит времени на остановку транспортного средства может быть превышен, если посадка или высадка пассажиров либо погрузка или выгрузка грузов в этот отрезок времени не укладывается. Однако здесь следует иметь в виду, что речь идет о времени непосредственного выполнения указанных операций. Как только они закончены или по каким-то причинам прерваны, транспортное средство должно быть выведено из зоны запрещения стоянки.

На макете или схеме, нарисованной на классной доске, показывают, что транспортные средства, остановившиеся на проезжей части, должны располагаться в один ряд параллельно ее краю, а мотоциклы (без колясок) и велосипеды – в один-два ряда. Однако при значительной ширине проезжей части, когда остановка или стоянка не затрудняет движения других водителей, а также в местах расширения дороги, образующих так называемые «карманы» на проезжей части, транспортные средства могут располагаться и под углом к ее краю.

Внимание учащихся надо обратить на тот факт, что вне населенных пунктов длительная стоянка на обочине недопустима. Если водитель остановился на отдых, ночлег, ремонт и т.п., машина должна быть отведена на специальную площадку или за пределы ее дороги. Увеличение количества механических транспортных средств и развитие общественного транспорта все острее ставит вопрос об остановке и стоянке транспортных средств в населенных пунктах и за их пределами.

Остановившееся на проезжей части дороги транспортное средство уменьшает ее пропускную способность и создает препятствие для движущихся транспортных средств. Это заставило определенным образом регламентировать остановку и стоянку.

Главной задачей занятия является изучение ограничений остановки и стоянки и мер, которые должны быть предприняты водителем при вынужденной остановке с нарушением требований Правил.

Здесь необходимо подчеркнуть два обстоятельства. Во-первых, тот факт, что стоянка на левой стороне дороги запрещена в любых случаях, а исключения, действующие к тому же только в населенных пунктах, касаются только остановки. Во-вторых, при отсутствии соответствующей разметки останавливаться и стоять можно и в 30-метровой зоне остановок трамвая, троллейбуса, автобуса, такси (по 15 м в каждую сторону от указателя), пока это не создает им помех.

Учащиеся должны сознательно усвоить правила остановки и стоянки. Поэтому каждый пункт и подпункт Правил необходимо в достаточной мере проиллюстрировать схемами дорожных ситуаций, разбором дорожно-транспортных происшествий, явившихся следствием нарушения правил остановки и стоянки транспортных средств.

Учащиеся должны не только заучить пункты Правил, относящиеся к остановке и стоянке, но и понимать, чем вызваны введенные ограничения.

 

Т-5. Регулирование дорожного движения.

Цель. Познакомить учащихся с сигналами светофоров и регулировщиков.

Пособия. Плакаты с сигналами светофоров и регулировщиков, модели светофоров, макеты регулировщиков, схемы установки светофоров.

Содержание. Перед изучением сигналов светофоров и регулировщиков рассказывают, что регулирование движения вводят на перекрестках с наиболее интенсивным движением и в местах массового перехода улиц пешеходами.

Регулирование движения осуществляется сигналами светофоров или регулировщиков. Учащихся знакомят со всеми применяющимися типами светофоров – вертикальными, горизонтальными, с дополнительными секциями, для регулирования движения по реверсивным полосам, светофорами на железнодорожных переездах, а также со специальными светофорами для трамвая, троллейбуса и маршрутного автобуса.

Учащимся показывают места установки светофоров на перекрестке и объясняют, какие из них называют входными, а какие выходными.

Поведение участников движения при красном, зеленом и желтом сигналах определены пунктом 6.1. и 6.2. Правил. Чтобы учащиеся лучше усвоили поведение участников движения при желтом сигнале светофора, надо, забегая вперед, бегло познакомить их с пунктом 13.7. Правил, так как только водителям, которые уже не в состоянии выполнить изложенные в них требования, разрешающие движение через перекресток при включении желтого сигнала светофора (после зеленого).

Затем следует перейти к регулированию движения светофорами с дополнительными секциями. Надо показать, что они позволяют более гибко управлять движением, регулируя проезд перекрестка даже по отдельным полосам проезжей части или разводя транспортные потоки с разных направлений по времени. Особое внимание здесь следует обратить на смысл различных сочетаний сигнала дополнительной секции и основных сигналов светофора.

Упражнения. В заключение занятия следует поупражнять учащихся в различении условий движения при установке разных знаков, сопоставляя их смысл и строгость регламентаций. Здесь также удобна соревновательная форма занятия.

Пункты 6.1. – 6.16. Правил следует изучать, после дорожных знаков, а здесь закончить рассказ о сигналах светофоров пунктом 6.9. Надо показать, что в ситуации, о которой в нем идет речь, нет ничего необычного: и при наличии светофора на перекрестке могут быть установлены дорожные знаки, отдающие преимущество в движении одному из направлений. Дело в том, что в какое – то время суток светофоры могут отключаться, например, ночью, когда интенсивность движения резко снижается и перекресток становится нерегулируемым. Вот тут – то и начинают «работать» дорожные знаки. Если же горят светофоры, водитель обязан руководствоваться только их сигналами, не обращая внимания на знаки. А таких знаков семь: 2.3.1.- 2.3.7. и 2.1. – «Главная дорога».

Вслед за этим целесообразно рассмотреть сразу пункт 6.15. Правил и подчеркнуть, что точно так же, как сигналы светофора отменяют знаки, устанавливающие преимущественное право проезда, сигналы регулировщика отменяют и сигналы светофора, и предписания разметки, и требования любых дорожных знаков. Когда регулировщик на перекрестке, подчиняются только ему.

Преподаватель сам (или вызвав к доске одного из учащихся) должен показать, что значат те или иные положения корпуса и жесты регулировщика.

 

Т-6. Проезд перекрестков.

Цель. Ознакомить учащихся с правилами проезда перекрестков.

Пособия. Плакаты, схемы, макеты, позволяющие иллюстрировать правила проезда перекрестков.

Т-6.1. Проезд регулируемых перекрестков

Можно привести во вступлении такие цифры: в населенных пунктах перекрестки от общей площади улиц составляют в среднем не более 10%, в то же время на них случается до 50% всех дорожных происшествий. Таким образом, места пересечения транспортных и пешеходных потоков на перекрестках дорог представляют самую большую опасность.

С повышением интенсивности движения увеличивается число перекрестков, где движение регулируется или работниками ГИБДД непосредственно или при помощи технических средств – светофоров. Однако и они не исключают взаимного пересечения путей и не освобождают водителей от необходимости в некоторых случаях самим решать вопрос об очередности проезда. Эти случаи и надо рассмотреть с учащимися.

Рассматривая сигналы светофора или регулировщика, особо стоит остановиться на действиях водителя при сигналах светофора или регулировщика, запрещающих движение. Водитель в этом случае должен остановиться у линии или таблички «Стоп», а если ее нет – перед перекрестком, не создавая помех пешеходам. Так как пешеходные переходы располагаются порой не в «традиционных» местах (по линиям тротуаров), а несколько относятся от перекрестков, надо рассмотреть с учащимися различные случаи и способы остановки транспортных средств с учетом требований Правил дорожного движения.

 

Т-6.2. Проезд нерегулируемых перекрестков.

Прежде чем перейти к изучению правил проезда нерегулируемых перекрестков, надо познакомить учащихся с понятиями «главная дорога», «второстепенная дорога», а также со средствами информации о значимости пересекающихся дорог.

Ныне у главной дороги только один признак – покрытие проезжей части, а у второстепенной – отсутствие его. При этом характер покрытия (асфальт, булыжник, бетон и т.п.) роли не играет: если обе дороги имеют покрытие, они равнозначны между собой, если одна из них грунтовая, то другая считается главной, и преимущество в движении любому водителю, который по ней движется. Если же обе дороги имеют покрытие или на обеих его нет, а одному из направлений движения надо отдать преимущество, на перекрестке следует вывесить соответствующие дорожные знаки, которые проинформируют водителей о том, что одна из дорог по отношению к другой главная. В населенных пунктах незамощенных дорог практически нет, стало быть, при отсутствии знаков все перекрестки признаются равнозначными.

Рассказ о правилах проезда перекрестков, регулируемых и нерегулируемых, обязательно надо иллюстрировать показом ситуаций на макетах и схемах.

 

Т-7. Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов.

Цель. Изучить правила проезда  пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов.

Пособия. Электрифицированный стенд СРДД.

Содержание. Правила проезда пешеходных переходов и остановок маршрутных транспортных средств. Значительная часть дорожно – транспортных происшествий происходит в местах массового перехода дорог пешеходами и вблизи остановок маршрутных транспортных средств. Поэтому особое внимание учащихся должно быть обращено на пункты 14.1.-14.7. и 18.1.-18.3. Правил. Смысл их не только в том, что водители в описанных ситуациях должны уступать дорогу пешеходам, но и надо создавать условия для того, чтобы они вообще быстрее покинули проезжую часть. Пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения.

Проезд железнодорожных переездов.Приступая к теме, следует особо подчеркнуть, что пересечения автомобильных и железных дорог представляют собой места повышенной опасности. Одной из причин этого является значительно больший остановочный путь проезда по сравнению с автомобилем. Вот почему Правила обязывают водителя при подъезде к железнодорожному переезду самому убедиться в безопасности движения.

О приближении к железнодорожному переезду водителей предупреждают специальными знаками и табличками. Надо вспомнить их с учащимися.

О том, возможен или нет проезд переезда, водителя информирует положение шлагбаума, световые и звуковые сигналы. Кроме того, он должен подчиняться указаниям дежурных по переезду. Однако даже при отсутствии запрещающего сигнала запрещено въезжать на переезд, если к нему приближается поезд, локомотив или дрезина.

Надо обратить внимание учащихся на то, что пункт 15.5. Правил, определяющий обязанность водителя при вынужденной остановке на железнодорожном переезде, указывает не только меры, которые он должен предпринять, но и их последовательность.

 

Т-8. Особые условия движения.

Т-8.1. Движение по автомагистрали.

Цель. Объяснить признаки автомагистралей, особенности дорожной обстановки и правила по обеспечению безопасности движения на них.

Пособия. Плакаты, DVD.

Содержание. В начале раскрытия темы следует подчеркнуть, что автомагистрали – это необычные дороги, на которых, с одной стороны, созданы условия для постоянного скоростного режима и, с другой, для обеспечения безопасности движения. Указывая на отличительные признаки автомагистрали, надо подчеркнуть, что безопасность движения на них достигается введением целого ряда ограничений (разобрать каждое в отдельности), которых нет на обычных дорогах; что для сохранения жизни пешеходов их полностью изолируют от транспортного потока. Необходимо сказать обучаемым, что на автомагистрали грузовики разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т могут двигаться только по первой и второй полосам, независимо от общего количества полос.

В условиях все возрастающей интенсивности движения транспорта в нашей стране автомагистрали способствуют значительному улучшению междугородных сообщений.

Надо перечислить отличительные признаки автомагистрали: знак «Автомагистраль» (с зеленым фоном); широкая разделительная полоса между встречными потоками транспортных средств; все пересечения находятся на разных уровнях. Транспортные развязки типа «клеверный лист» позволяют сделать разворот для движения в обратном направлении путем выполнения четырех правых поворотов, не мешая основному потоку; полосы разгона и торможения позволяющие сохранить постоянную высокую скорость транспортного потока.

Минимально допустимая скорость на автомагистрали – 40 км/ч. Если транспортные средства не могут развить такую скорость, они должны уйти на другую дорогу, которая проходит почти параллельно автомагистрали.

Пределы максимально допустимой скорости движения на автомагистралях следующие:

110 км/ч – для легковых автомобилей и грузовых разрешенной максимальной массой не более 3,5 т;

90 км/ч – все остальные виды транспортны средств.

Правила запрещают движение по автомагистрали пешеходов, велосипедов, мопедов, гужевых повозок, тракторов и самоходных машин.

В целях обеспечения безопасности движения на автомагистрали запрещены остановка и стоянка. Их следует осуществлять на специальных площадках, расположенных за пределами обочин и обозначенных знаками «Место стоянки» или «Место отдыха». В случае вынужденной остановки на автомагистрали водитель должен поступить так же, как и на обычной дороге, но сначала принять все меры, чтобы вывести транспортное средство на правую сторону (обочину), отделенную от проезжей части сплошной широкой линией разметки.

Кроме того на автомагистрали запрещены: разворот (его выполняют только на транспортных развязках); въезд на разделительную полосу и разрывы в ней; движение задним ходом; учебная езда.

Въезжая на автомагистраль, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по ней.

 

Т-8.2. Движение в жилых зонах.

Цель. Изучить особенности движения в жилых зонах.

Пособия. Плакаты, DVD.

Содержание. Наличие жилого массива водитель определяет исключительно по дорожному знаку «Жилая зона». В жилой зоне пешеходы имеют преимущество в движении перед транспортными средствами, они могут двигаться как по тротуарам, так и по проезжей части.

В жилой зоне скорость движения транспортных средств не должна превышать 20 км/ч, запрещается сквозное движение через эту зону, учебная езда, стоянку с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных разметкой и обозначенных знаками мест.

Последнее время в крупных городах все дворы новостроек – многоэтажек буквально забиты такими грузовиками, находящимися в частной собственности водителей – владельцев. Причем, стоянка очень продолжительная: с осени до весны, включая всю зиму, в движении они находятся лишь в летний период.

 

Т-8.3. Приоритет маршрутных транспортных средств.

Цель. Изучить приоритет маршрутных транспортных средств.

Пособия. Плакаты, DVD.

Содержание.  Напомнить учащимся, что согласно Правилам при одновременном праве на движение на перекрестках трамваи имеют преимущество по отношению к безрельсовому транспорту. Аналогично и вне перекрестка, за исключением случая выезда из депо, когда уступить дорогу должен водитель трамвая, поскольку выезд из депо считается выездом с прилегающей территории.

На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенной знаком 5.11., запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе.

Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.

Такие полосы предназначены только для движения маршрутных транспортных средств. Другому транспортному средству въезжать на них можно лишь в том случае, когда эти полосы выделены прерывистой линией разметки. Причем въезжать на них можно, не создавая помех маршрутному транспорту, только перед поворотом, для посадки или высадки пассажиров и при въезде на дорогу с такой полосой (в последнем случае сразу после поворота эту полосу необходимо покинуть) для постоянного движения данные полосы использовать нельзя.

На этих полосах может быть нанесена разметка в виде буквы «А».

В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.

Данное требование Правил действует только в населенных пунктах. Особенно важно учитывать его во время интенсивного движения, так как маршрутные транспортные средства, как правило, имеют большие размеры (длину) и не могут быстро набрать скорость, а значит, не в состоянии быстро влиться в поток автомобилей. Очевидно, что водители автомобилей, проезжающих в данный момент рядом с автобусом или троллейбусом, уступить ему дорогу уже не успеют, поэтому они могут продолжить движение. А водители тех автомобилей, которые еще не поравнялись с автобусом или троллейбусом, должны притормозить и уступить ему дорогу.

Вне населенных пунктов водители автобусов и троллейбусов перед отъездом от остановки должны уступить дорогу транспорту, находящемуся в данный момент в движении.

 

Т-8.4. Правила пользования внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.

Цель. Изучить особенности движения и стоянки в условиях плохой видимости.

Пособия. Схема световых приборов автомобиля, световые приборы в натуре и знак аварийной остановки.

Содержание. Надо подчеркнуть значение особого внимания и соблюдения всеми водителями требований безопасности при движении в темноте и вообще в условиях ограниченной видимости, которая может возникнуть и днем в снегопад, сильный ливень, туман и т.д.

Достаточно сказать, что, несмотря на значительное уменьшение интенсивности движения в темное время суток, именно на этот период приходится половина всех дорожных происшествий. Причем это время характеризуется не только более серьезными последствиями происшествий.

В первую очередь это связано со снижением зрительного восприятия обстановки на дороге. Вот почему целесообразно, прежде всего, остановиться на особенностях «ночного зрения», ибо, как показывает практика, многие беды на дороге происходят не из-за того, что водители не усвоили правил дорожного движения в темноте, а потому, что не имели элементарного понятия о том, как «работают» в темноте наши глаза.

В ходе занятий внимание учащихся уже обращалось на специфику ощущений и восприятий водителя в различных условиях, в том числе и при переходе с хорошо освещенного участка дороги к плохо освещенному участку.

Учащимися должны быть усвоены правила пользования осветительными приборами во время движения, остановки и стоянки, а также знаком аварийной остановки. Необходимо также сообщить им, что понимать под словами «темное время суток».

 

Т-8.5. Буксировка механических транспортных средств.

Цель. Изучить правила буксировки транспортных средств.

Пособия. Схемы, макеты, модели для иллюстрации правил буксировки.

Содержание. Основным положением в правилах буксировки неисправных транспортных средств является требование обеспечить надежное крепление буксируемого транспортного средства. На это надо обратить особое внимание. Учащимся надо показать приспособления для буксировки на гибкой и жесткой сцепке и способы их крепления.

Далее следует обратить внимание учащихся  на пункт 20.1. Правил и разъяснить им роль водителя буксируемого транспортного средства.

Обсуждая с учащимися запрещения, налагаемые на буксировку Правилами, надо особое внимание уделить пунктам 20.4. Учащиеся должны не только запомнить, как следует буксировать транспортное средство с неисправными тормозами или рулевым управлением, но и понять, чем опасны отступления от принятых правил.

 

Т-8.6. Учебная езда.

Цель. Изучить порядок обучения езде на автомобиле.

Пособия. Опознавательный знак учебной езды, плакаты, DVD.

Содержание. Учебная езда – обучение практическому вождению автомобилей – одна из основных составляющих общего учебного процесса подготовки водителей. К этому этапу допускаются обучающиеся, успешно усвоившие ПДД и устройство автомобиля. Учащимся надо разъяснить, что учебная езда на дорогах разрешается только с инструктором при достаточных навыках вождения у обучаемого. Вот почему первоначально обучение должно проходить на свободной от транспорта площадке или на автодроме. Обучаемый должен знать и выполнять Правила дорожного движения.

Обучение вождению допускается только на автомобилях, оборудованных дополнительными педалями сцепления и тормоза и зеркалом заднего вида для обучающего. Учебные транспортные средства должны иметь спереди и сзади опознавательные знаки «Учебное транспортное средство» в виде равностороннего треугольника белого цвета со стороной не менее 200мм с красной каймой, в который вписана буква «У» черного цвета. Допускается установка двухстороннего  знака на крыше легкового автомобиля. 

Учебная езда запрещена на автомагистралях, а также центральных улицах и дорогах городов и междугородных трассах.

 

Т-8.7. Требования к движению велосипедистов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных.

Цель. Изучить с учащимися требования к движению велосипедистов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных.

Пособия. Плакаты, DVD

Содержание. Необходимо подчеркнуть, что лица, управляющие велосипедом, мопедом или гужевой повозкой, являются полноправными водителями на дороге; указать специфические особенности движения: у велосипеда (мопеда) – низкая устойчивость при малых скоростях движения, у гужевых повозок – ограниченная маневренность и малые скорости движения; подчеркнуть, что в целях обеспечения безопасности движения Правила предусматривают оборудование велосипедов (мопедов) и гужевых повозок на пневматических шинах тормозами и приборами освещения, устанавливают минимальный возраст велосипедистов и возниц, ограничивают рядность и условия выполнения поворота налево или разворота этих транспортных средств.

Следует указать, что запрещение буксировки велосипедов (мопедов) велосипедами (мопедами) объясняется их малой устойчивостью и небольшой массой, благодаря чему они могут быть транспортированы даже на легковом автомобиле.

Управлять велосипедом без подвесного двигателя и гужевой повозкой на дорогах разрешается лицам не моложе 14 лет. Мопедом – велосипедом с установленным подвесным двигателем – могут управлять лица, достигшие 16 лет.

Велосипед должен иметь исправные тормоза и звуковой сигнал (звонок), гужевая повозка на пневматических шинах – стояночный тормоз. При движении в темное время суток и в условиях недостаточной видимости и велосипед, и мопед, и гужевая повозка должны быть оборудованы: спереди – фонарем (фарой) белого цвета и сзади – фонарем (световозвращателем) красного цвета. На гужевой повозке допускается устанавливать только один фонарь (с белым светом спереди или красным сзади) с левой стороны повозки. При неисправном освещении ночью водитель велосипеда должен вести его в руках (по обочине).

Водителям велосипеда и мопеда ЗАПРЕЩЕНО:

- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением или на широких дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении – в этом случае велосипед или мопед следует перевести в руках;

- ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам;

- ездить, не держась за руль и не держа ноги на педалях (подножках);

- перевозить пассажиров (за исключением ребенка до 7 лет на дополнительном сидении, оборудованном надежными подножками);

- перевозить груз, выступающий более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий движению и управлению им;

- двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;

- буксировать велосипед (мопед) велосипедом (мопедом).

  Вне перекрестка на нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой велосипедисты и водители мопедов должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

Водителю гужевой повозки ЗАПРЕЩЕНО:

- оставлять животных на дороге без надзора, а при выезде со второстепенной дороги в местах с ограниченным обзором он должен вести животное под уздцы. Это правило способствует значительному снижению числа аварийных ситуаций в таких местах.  

 

Т-9. Перевозка людей и грузов.

Цель. Изучить с учащимися требования безопасности при перевозке пассажиров и грузов, а также дополнительные требования к движению велосипедов.

Пособия. Плакаты, DVD

Содержание. Перевозка людей. Для безопасности и порядка на дорогах правила перевозки людей и грузов имеют такое же значение, как и требования, которые определяют и регламентируют сам процесс движения.

В начале урока желательно рассмотреть обстоятельства нескольких происшествий, причиной которых явилось нарушение этих правил. Такой материал нетрудно подобрать в местном отделении ГИБДД.

Правила перевозки людей, прежде всего, направлены на то, чтобы исключить перевозку людей на случайных машинах, случайными водителями. Перевозка людей, как правило, должна осуществляться на транспортных средствах, специально предназначенных для этих целей, причем при перевозках групп детей на транспортном средстве спереди и сзади должны устанавливаться опознавательные знаки. если же перевозка людей в исключительных случаях осуществляется на грузовом автомобиле, то его кузов должен быть оборудован сидениями, к расположению и креплению которых предъявляются определенные требования. Водитель такого автомобиля должен не только сам хорошо знать правила перевозки людей, но и проинформировать пассажиров о порядке посадки и высадки, поведении во время движения.

Перевозка грузов должна производиться таким образом, чтобы не подвергать опасности пешеходов и других участников движения. Для этого к закреплению груза Правилами предъявляются определенные требования, которые надо разъяснить учащимся, сопровождая рассказ иллюстрацией того к чему может привести несоблюдение этих правил.

Особое внимание надо обратить на изменение положения центра тяжести автомобиля при его загрузке и, следовательно, устойчивости автомобиля.

Рассказывая о допустимом габарите груза, надо вспомнить о соответствующих знаках.

Дополнительные требования. На этом же занятии надо познакомить учащихся с дополнительными требованиями к движению велосипедистов, гужевых повозок и прогону животных.

 

Т-10. Техническое состояние и оборудование транспортных средств.

Цель. Изучить требования, предъявляемые Правилами к техническому состоянию и оборудованию механических транспортных средств.

Пособия. Таблица установленной эффективности торможения, плакаты: «Тормозная система автомобиля» (разных марок), «Рулевое управление автомобиля» (разных марок), шины автомобиля (новые и с повреждениями), схемы электрооборудования автомобиля (разных марок).

Содержание. Эксплуатация неисправных транспортных средств недопустима. Если же неисправность возникла в пути, водитель обязан вернуться в гараж или к месту стоянки, да и то в некоторых случаях (см. 2.3.1) только на буксире.

Учащимся надо разъяснить, что в этой главе Правил изложены лишь требования, которые непосредственно связаны с безопасностью движения, а вообще все транспортные средства (не только механические) должны соответствовать Правилам технической эксплуатации и инструкциям заводов – изготовителей.

Разбирая с учащимися все требования пункта 2.3.1. Правил, надо иллюстрировать их примерами дорожно – транспортных происшествий, которые произошли из-за их нарушения. Примеры следует подобрать в местном отделении ГИБДД.

 

Т-11. Государственные регистрационные знаки, опознавательные знаки, предупредительные надписи и обозначения.

Цель. Познакомить учащихся с выполнением и размещением государственных регистрационных знаков, опознавательных знаков, предупредительных надписей и обозначений, их назначением.

Пособия. Плакаты государственных регистрационных знаков, опознавательных знаков, предупредительных надписей и обозначений, DVD.

 Содержание. Автомобили, прицепы и полуприцепы к ним, мотоколяски, мотоциклы, а также другие самоходные машины и механизмы на базе автомобильных шасси как источники повышенной опасности берутся на учет ГИБДД. Все они получают в ГИБДД регистрационный знак установленного образца. На тракторы, самоходные машины и механизмы регистрационные знаки выдают соответствующие ведомства. Движение по дорогам без регистрационных знаков запрещено.

Регистрационный знак выдается только на технически исправное средство, он служит свидетельством официального разрешения на эксплуатацию. Если транспортное средство перестало удовлетворять Правилам технической эксплуатации и инструкции завода-изготовителя, то оно лишается регистрационного знака до приведения в соответствие с установленными нормами.

Кроме регистрационных знаков, приняты и опознавательные знаки для транспортных средств, предназначенных для перевозки детей, автомобилей инвалидов, учебных автомобилей, автопоездов и всех транспортных средств, которым ГИБДД установило свой предел скорости движения. Форма, содержание и место расположения опознавательных знаков определяются Правилами.

Учащихся надо также познакомить со способами обозначения негабаритных грузов и связующего звена при буксировании.

 

Раздел 2. Нормативно – правовые документы, регулирующие отношения в сфере дорожного движения.

 

Т-12. Административное право.

 

  1. 1.      Ответственность за нарушения Правил движения.

Цель. Изучить виды нарушений правил движения и меры наказания, применяемые к водителям и руководителям.

Пособия. Таблицы, схемы, талон водительского удостоверения.

Содержание. В раскрытии содержания данного занятия учителю следует воспользоваться материалами местного ГИБДД и мирового суда. При  этом следует идти в изложении от нарушений Правил безопасности движения, которые можно назвать «ошибками», к тем, которые квалифицируются как преступления. Это различение, естественно, является условным, так как любая «ошибка» может привести к преступлению.

В то же время удобство такого различения состоит в том, что нарушения различной тяжести влекут за собой и различную степень ответственности: за те, что не привели к аварии или несчастному случаю, водитель наказывается предупреждением, штрафом, лишением на определенный срок управлять автомобилем или мотоциклом; когда же нарушение Правил приводит к гибели или ранениям людей, влечет существенный материальный ущерб, водитель несет уголовную ответственность вплоть до лишения свободы. Каждое из этих наказаний следует разобрать на конкретных примерах из местной практики.

На занятии можно воспользоваться фотографиями и кинофрагментами аварийных ситуаций и их исходов.

Особое внимание преподавателю следует обратить на анализ нарушений правил движения, их причины и методы предупреждения.

Хорошим приемом для проведения данного занятия можно считать имеющийся опыт приглашения сотрудника ГИБДД (юриста), который проводит с учащимися беседу на тему данного занятия.

 

 

Начальник Учреждения                               __подписано_А.Н.НАВОШИН                                                       

  «07» февраля 2014г.